17 апреля 1914 года родился Борис Валентинович Боголепов
К 105-летию со Дня рождения Маэстро Боголепова Музей Героической Обороны и Освобождения подготовил выставку, представленную в музыкально-литературном кафе «У Малахова» на Малаховом кургане. И опубликовал эту краткую биографию Бориса Валентиновича.
Выпускник Ленинградской государственной консерватории Б.В. Боголепов прибыл в 1938 г. на Северный флот вольнонаёмным для руководства самодеятельным хором при Доме военно-морского флота. В 1939 г. был призван на службу в военно-морской флот. В 1940 г. принимал активное участие в создании Ансамбля песни и пляски Северного флота, с июня 1941 по май 1942 гг. концертные бригады Ансамбля выступили 600 раз на передовых позициях Карельского фронта, военных кораблях и частях Северного флота.
В Севастополь капитан Боголепов прибыл в 1950 г. для руководства объединённым Ансамблем песни и пляски Черноморского флота и Дунайской флотилии. В 1951 г. он навсегда вошёл в историю Севастополя с песней «Сапун-гора». К моменту создания песни композитор имел уже весьма значительный профессиональный опыт работы, и жизнь в легендарном городе оказала благотворное влияние на его дальнейший творческий рост. В возрождаемом из руин, наполненном боевым духом жителей Севастополе, Б.В.Боголепов начал писать песни о воинской доблести моряков-черноморцев, воспевал знаковые для города места и события.
Песня-реквием «Сапун-гора» выделялась каким-то особым камерным звучанием, заставляла задуматься о величии солдатского подвига, о каждом павшем воине и горе солдатских матерей. Первыми исполнителями песни стали артисты Ансамбля песни и пляски Черноморского флота — участник обороны Севастополя 1941–1942 гг. С.И.Борматов и участник освобождения Севастополя и штурма Сапун-горы в 1944 г. В.А.Абдула. В год празднования 25-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1970 г. мелодия Боголепова зазвучала у Вечного огня обелиска Славы на Сапун-горе.
Б.В.Боголеповым было создано около 200 песен. Флотскому композитору выпала творческая удача сотрудничать с поэтами А.А.Жаровым, А.С.Красовским, Н.Г.Криванчиковым, композиторами К.Я.Листовым и В.И.Мурадели. Вот как тепло вспоминал о работе с Ансамблем К.Листов: «Ещё с детства я был влюблен в военных моряков и, в особенности в Севастополь и Чёрное море, а поэтому … я написал «Севастопольский вальс». Этот лирический вальс … поют во многих городах нашей Родины. Но ансамбль Черноморского флота был одним из первых, который чудесно исполнил этот вальс».
17 октября 1954 г. Б.В.Боголепов стал одним из организаторов и участников праздника песни и танца, посвящённого 100-летию обороны Севастополя 1854–1855 гг. и награждению города орденом Красного Знамени, где произошло массовое исполнение песни «Легендарный Севастополь» в хоровой обработке Боголепова сводным 5-тысячным хором в сопровождении Ансамбля.
За большие заслуги в области советского искусства в 1953 г. Б.В.Боголепову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Спустя 10 лет, в 1963 г. Ансамбль ЧФ занял первое место в смотре ансамблей Военно-Морского флота СССР.
Ансамбль был хорошо известен и за рубежом, во второй половине 1950-х гг. «боголеповцы» с отрядами кораблей Черноморского флота участвовали в визитах дружбы в Албанию, Болгарию, Румынию и Югославию. В 1965 г. военный ансамбль из Севастополя выехал на первые гастроли в страны НАТО — Великобританию и Францию, пробив своими выступлениями «железный занавес». Флотские артисты удостоились самых высоких похвал британцев и французов. В Лионе состоялась встреча Б.В.Боголепова с правнуком М.П.Лазарева — А.М.Лазаревым, которого связывала с нашим городом и Севастопольской Морской библиотекой долгая дружба.
За зарубежными гастролями 1965 г. последовали не менее успешные гастроли в Великобританию, Францию, Швейцарию, Бельгию, Нидерланды, Португалию и Италию, страны Африканского континента, Турцию, Сирию, после которых художественного руководителя и начальника Ансамбля стали называть «Маэстро».
Однако судьба, поднявшая Б.В.Боголепова на гребень успеха, не всегда была к нему благосклонна. В 1974 г. он был отстранён от руководства Ансамблем, которому принёс международное признание. С 1979 по 1990 г. у Вечного огня на Сапун-горе звучала мелодия другой песни. Имя Боголепова пытались вычеркнуть из истории города. Но всё это осталось в прошлом. В современном репертуаре Ансамбля песни и пляски ЧФ звучат песни «Сапун-гора» и «Марш подводников», хоровые обработки гимна «Легендарный Севастополь» и песни «Люблю я соленые ветры» В. Мурадели, акапелла «Эй, ухнем», ставшие классикой благодаря Б.В.Боголепову. Он считал, что «нужно быть артистом и художником, мелодия должна литься из души. Публику нужно удивлять, чтобы она внутренне пела вместе с нами…».
Можно встретить информацию о том, что «после отстранения Б.В.Боголепова от занимаемой должности его назначили руководить самодеятельным хором ДК совхоза «Севастопольский». В этой фразе почти всё верно. Кроме упомянутого Дворца культуры совхоза «Севастопольский». Ведь на тот момент ДК ещё не было! В совхозе был клуб. А вот современный Дворец культуры, построенный к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, во многом появился благодаря усилиям Бориса Валентиновича Боголепова!
И в этом Дворце культуры Борис Валентинович Боголепов руководил не одним хором, а ТРЕМЯ! Первый хор — это хор, состоявший из работников и работниц совхоза «Севастопольский» — обычных жителей посёлка Сахарной головки.
Второй хор — мальчиков. Он состоял из мальчиков, учащихся средней школы №17. Сложность работы с этим хором заключалась в том, что у мальчишек начиналась соответствующая подростковому возрасту ломка голосов. Но даже с этой сложной задачей Борис Валентинович справлялся. Он к каждому находил подход. А после прослушиваний в качестве запевалы утвердил Сашу Фадеева.
Этот наш хор мальчиков дважды показывали в телевизионной программе на украинском телеканале УТ-1. Репертуар песен был очень большой. И, конечно, Борису Валентиновичу помогал школьный учитель музыки — Валентин Михайлович. Они были большими друзьями.
Третий хор — сводный. В этом хоре пели и взрослые из хора 1 и дети из хора 2. И Борис Валентинович легко управлял таким большим творческим коллективом. Который успешно выступал, нисколько не пугаясь большой сцены симферопольского концертного зала или других площадок, где приходилось выступать.
Конечно, тогда учащиеся 5-х–7-х классов школы не понимали, фигура какого масштаба руководит нашим хором. Это спустя годы понятно, что детям Сахарной головки тогда посчастливилось заниматься под руководством самого Маэстро Боголепова! В памяти остались самые добрые и тёплые воспоминания. О том, как мальчишки, собравшись на занятия немного раньше, встречали Бориса Валентиновича, когда он с портфелем в руках шёл от автобусной остановки возле общежитий. О том, как они услышали «Лунную сонату» Бетховена в исполнении своего музыкального руководителя. И Борис Валентинович исполнил её так, как будто его слушали не десяток мальчишек, а он выступал в большом зрительном зале. О том, как он учил, терпеливо и понятно объясняя, чтобы всё получилось так, как он это видит. О том, как он помогал нам справиться с волнением, когда выступление снимало телевидение.
Однажды получилась забавная ситуация. Вместо урока смотрели всем классом концерт, где выступал и наш хор мальчиков. Так как трансляция на УТ-1 была в дневное время. И если сразу не посмотришь, то больше и не увидишь. Так как ни интернета, ни возможности записать программу ещё не было. Но нас ввели в заблуждение с датой трансляции. Именно в той телепрограмме мы не выступали. Только зря сорвали урок. Выступление вышло в эфир в следующий раз.
Борис Валентинович был требовательным. Но как-то это всё было по-дружески, что ли. Он никогда не кричал, понятно объяснял, добиваясь точности исполнения его дирижёрского замысла.
Он шутил, рассказывал какие-то истории из своего детства. Один рассказ Бориса Валентиновича запомнился на всю жизнь. Об ИГРЕ В ПАС в футболе. Разумеется, пацаны из хора в футбол тоже играли. Видимо, поэтому Маэстро и заговорил однажды о футболе. Он вспомнил своё босоногое детство и рассказал о том, как они играли в футбол. Собственно, и мяча у них даже не было. Они, мальчишки, шли на бойню, где выпрашивали бычий пузырь. Этот пузырь набивали тряпьём — получался «мяч». Борис Валентинович далее рассказывал: «В первый день ещё ничего... Но на следующий день, когда этот «мяч» только летит к тебе, ты чувствуешь этот сильный зловонный запах. И, конечно, стараешься быстрее избавиться от «мяча». Поэтому с игрой В ПАС у нас был полный порядок».
Для участников хора мальчиков нашего Дворца культуры память о Борисе Валентиновиче Боголепове неразрывно связана с беззаботым детством. И эту память нужно сохранить. У Бориса Валентиновича большие заслуги перед городом-героем Севастополем, перед Краснознамённым Черноморским флотом. А также он много сделал в области культуры для жителей посёлка Сахарная головка. И будет очень здорово, если ко Дню рождения Маэстро в ДК «Севастопольский» ежегодно будут проводиться концерты, посвящённые памяти этого замечательного человека и композитора.
17 апреля 2023