В.А.Анохин «Кувшин с рельефными изображениями Асклепия и Гигиеи» (1959)

КУВШИН С РЕЛЬЕФНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ АСКЛЕПИЯ И ГИГИЕИ

В.А.Анохин

В октябре — ноябре 1956 г. Херсонесский государственный историко-археологический музей предпринял под руководством С.Ф.Стржелецкого раскопки могильника первых веков н.э., открытого в 1954 г. в совхозе №10 (в 22 км к юго-востоку от Севастополя).1 
В одной из подбойных могил (№18) был обнаружен сосуд с рельефными изображениями Асклепия и Гигиеи, представляющий собой небольшой двуручный кувшин высотой 17,5 см, изготовленный в двустворчатой форме. Место соединения двух половин утолщено плоским валиком высотой 0,1-0,2 см, идущим от перехвата донной части до верхнего соединения ручки с туловом. Глина жёлтого цвета, грубоватая; обжиг плохой. Поверхность кувшина покрыта жидкой глазурью. Сосуд целый, лишь на одной из ручек (рис. 1) имеется продольный скол. Ручки, украшенные поперечными нарезками, выглядят витыми. на рельефном изображении Асклепия, у правого бедра, имеется вмятина. Несколько повреждён также нос и губы Гигиеи. В целом остаётся впечатление некоторой спешки, небрежности работы мастера. 
Асклепий (рис. 1) представлен стоящим в рост, прямо. Голова слегка повёрнута вправо, левая нога напряжена, правая ослаблена. Гиматий переброшен через левое плечо; правая рука, плечо и грудь обнажены. На ногах сандалии — хорошо заметен переплёт ремней (особенно на правой ступне). Справа под рукой жезл, который тремя кольцами обвивает змея. В правой руке Асклепия пища для змеи (яйцо? — ср. описание вазы с изображением лежащего Асклепия с яйцом в одной руке и чашей, из которой пьёи змея, — в другой2). Правее, за жезлом, алтарь с горящей жертвой на нём, далее — деревцо (маслина?) с плодами и листьями. Другое дерево (лавр?) слева от Асклепия. 
На обратной стороне сосуда изображена Гигиея (рис. 2), также окружённая небольшими деревцами. Голова её слегка повёрнута влево, правая нога напряжена, левая ослаблена. Правое плечо и верхняя часть груди обнажены. Хитон, выступающий из-под плаща, доходит до ступней ног, обутых в башмаки. В правой руке Гигиея держит змею, а левой — чашу с пищей, к которой тянется змея. Слева у ног Гигиеи 
____________________ 
1 О раскопках могильника см. статью С.Ф.Стржелецкого, помещённую в этом выпуске «Кратких сообщений»
2 С.А.Жебелев. Религиозное врачевание в древней Греции, ЗРАО, т. VI, в. 3-4, нов. серия, СПб, 1893, стр. 398-399.

166

 

маленькая фигурка Телесфора1, ещё левее дельфин2, присутствие которого здесь не совсем понятно, так как он к атрибутам Асклепия не относится. 
Распределение фигур на сосуде, как нам кажется, не является случайным. Если вся композиция даёт полное содержание культа Асклепия, то каждая из её частей несёт определённую смысловую нагрузку: на одной стороне бог, на другой его эманации — Гигиея и Телесфор.

 

Рис. 1. Рельефное изображение Асклепия. 

 

Рис. 2. Рельефное изображение Гигиеи.

Кувшины, подобные нашему, встречались и ранее. Так, аналогичный по форме, но с иными сюжетами рельефных изображений сосуд найден при раскопках некрополя Неаполя скифского в 1947 г.3 
Сосуд из Теуринии, представляющий прямую аналогию нашему, приводит Е.Бениш в статье, посвящённой вопросу о распространении рельефных ваз в позднеэллинистическое время.4 
Сопоставление изображений Асклепия на нашем сосуде и кувшине из Теуринии показывает близость их форм, хотя при отсутствии ряда данных нельзя ручаться за единство центра, из которого они происходят.5 Взаимное расположение отдельных изображений и их частей на сосуде одинаково, насколько это позволяет разобрать рисунок 
____________________ 
1 Телесфор принадлежит к той группе персонификаций Асклепия, которые олицетворяют его врачебные функции (Pauly — Wissowa, RE, II, стр. 1655), и является, по свидетельству Павсания (II, 11, 7), фигурой, характерной для Пергама. Смысл и функции его недостаточно ясны. 
2 Близкое изображение даёт нам керчеснкая терракота Афродиты с фельфином (ИАК, в. 9, 1904, стр. 35). 
3 В.П.Бабенчиков. Новый участок некрополя Неаполя скифского, ВДИ, 1949, №1, стр. 117. Даётся краткое описание и рисунок одной стороны, вторая сторона сосуда опубликована П.Н.Шульцем и В.А.Головкиной в статье «Неаполь скифский» (сб. «По следам древних культур», М., 1951). 
4 E.B.Bonis. Késöhellénisztikus dombormüves edénycsoport elterjedése a Római tartomanyokban, Archaeologiai Erteitö, 1952, №1-2, стр. 23).  
5 Е.Бениш вслед за рядом других учёных считает местом производства рельефных ваз, в том числе и сосудов из Неаполя и Теурнии, — Александрию. В недавно вышедшей статье М.П.Ваулина доказывает книдское происхождение этой группы (журн. «Советская археология», 1959, №1, стр. 72-83).

167

 

значительно фрагментированного сосуда из Теуринии, и мы склонны думать, что некоторые различия в передаче складок одежды, листьев и других деталей следует отнести за счёт доработки сосудов мастером по сырой глине. 
Вопрос о времени бытования этого сосуда пока успешно решён быть не может без определения времени как всего могильника, так и отдельных его погребений. Что же касается времени  изготовления формы, то здесь, нам кажется, можно провести сравнения с несколькими пергамскими монетами Антонина Пия (138 — 161 гг. н.э.), имеющими на оборотных сторонахряд изображений Асклепия, Гигиеи и Телесфора.1 Так, на одной из них2 изображён Асклепий (справа) напротив Гигиеи. Их лица, в профиль, показаны обращёнными друг к другу, то есть дан тот же поворот, что и на сосуде, но с некоторым увеличением. В руках Гигиеи в тех же положениях находятся змея и чаша, и весь рисунок, вплоть до складок одежды, близок к нашему. Правда, стоящий жезл Асклепий держит в руке, но это, возмоно, является изменением, внесённым резчиком монетного штемпеля, не сумевшим в столь мелком по размеру изображении поместить жезл под рукой Асклепия. Что это так, свидетельствует монета3, на которой один Асклепий, сохраняя то же положение, что и на предыдущем изображении, представлен в более крупном масштабе с жезлом подмышкой. На других монетах4 изображены Асклепий и Телесфор, причём последний стилистически очень близок изображению на нашем сосуде. 
Эти изображения Асклепия и Гигиеи копируют статуарную группу, ранние воспроизведения которой на монетах Пергама относятся ещё ко времени Домициана (81 — 96 гг. н.э.).5 Массовое заимствование этого типа чеканками других городов, в частности городов южного побережья Понта, приходится на первую четверть III в. н.э.6 
Таким образом, судя по стилю, первая четверть III в. н.э. кажется нам наиболее вероятным временем изготовления формы кувшина с рельефными изображениями Асклепия и Гигиеи из могильника совхоза №10. 
____________________ 
1 H. von Fritze, Asklepiosstatuen in Pergamon, Nomisma, II, табл. III, 6, 7, 10, 11. Близкие нашему изображения Асклепия, Гигиеи и Телесфора имеются также на пергамской монете, изображённой у А.Баумейстра, см. Denkmäler des klassischen Alterturns, Bd. I,  стр. 140. 
2 H. von Fritze, ук. соч., табл. III, 11
3 Там же, табл. III, 10
4 Там же, табл. III, 6, 7
5 Там же, стр. 24. 
6 W.Wroth, Catalogue of Greek Coins (Pontus, Paphlagonia, Bithynia and the Kindom of Bosporus), London, 1889. В это же время чеканит монеты с Асклепием и Гигиеей и Херсонес Таврический (А.Н.Зограф, Античные монеты, МИА, №16, 1951, стр. 158-159, табл. XXXVIII, 2, 5, 8, 11).

__________